Репертуар

Оксана Квинт
«Вестник УИЛПК», 05-04-2013

И снова премьера!

13 апреля в Усть-Илимском театре драмы и комедии состоится премьерный показ спектакля по пьесе Леонида Филатова «Часы с кукушкой». Свое видение этой истории представит режиссер Павел Ковальчук. Накануне премьеры «Вестник» попросил режиссера рассказать о новом спектакле.    

- Павел, почему вы выбрали для постановки именно этот материал? Чем заинтересовала  вас пьеса Леонида Филатова с обычным, на мой взгляд, сюжетом?

- Пьеса только на первый взгляд кажется обычной историей. Когда мы начали разбирать ее, работать над ней, столкнулись с тем, что Леонид Филатов, кроме бытовых проблем, поднимает в пьесе вопросы: «Что такое культура в человеке?», «Что такое «человек культурный?» Автор приходит к такому выводу, что быть культурным человеком – это не значит посещать какие-то мероприятия: концерты, выставки или читать книги. Безусловно, ходить на концерты и на выставки тоже важно, но это не делает человека культурным. Настоящая культура кроется в отношениях между людьми. Это то, как они относятся друг к другу, к близкому человеку, к незнакомым людям. По сюжету комедии к супружеской паре неожиданно приезжает гость. И вы помните, как эти двое, казалось бы, культурных людей ведут себя с ним и чем все это заканчивается в финале…

- По-вашему, пьеса актуальна?

- Сегодня, когда у нас все переполнено культурными и особенно псевдокультурными вещами, я думаю, что пьеса как никогда актуальна. Именно потому, что сейчас человек находится в плену каких-то стереотипов того, что на самом деле является культурой. Эта пьеса немного «прочищает» понимание людей и вновь возвращает нас к тому, что по-настоящему быть культурным человеком – это огромный труд. В нашем городе, удаленном от центра, я не скажу, что с культурой дело обстоит плохо, но у нас дефицит культуры у некоторых людей. И даже в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, несмотря на обилие театров и т.п., картина похожая. Культура начинается с самого человека, она в нас, мы ее делаем. Все произведения искусства создает человек, значит, культура изначально присутствует в нем. К сожалению, в современном мире она быстро утрачивается, очень легко мы теряем ее, потому что сегодня существует много заменителей. Человек может считать себя культурным, но не быть им на самом деле. Вот именно об этом мы будем размышлять со зрителем на протяжении всего спектакля.

- Как давно у вас появилась идея поставить спектакль по пьесе Леонида Филатова «Часы с кукушкой»?                

- Я долго искал пьесу. Основная проблема нашего театра в том, что у нас маленькая труппа. В этом году мы решили провести эксперимент - работать сразу над двумя спектаклями. Обычно вся труппа сначала работает над одним спектаклем, потом – над другим. А в этом сезоне параллельно ставим «Абрикосовый рай» и «Часы с кукушкой». Мы специально выбирали такие произведения, где немного действующих лиц. В «Абрикосовом рае» -  четыре главных героя, здесь – три. Однако, выбирая пьесу, я в первую очередь ориентировался не на количество героев, а на то, чтобы она была интересной для зрителей. Параллельная постановка сразу двух спектаклей сложностей не вызвала. У нас только один актер играет в двух спектаклях. Это Павел Якимкин. В моей постановке он играет главного героя -  Валентина Кузнецова. Его супругу – Лизавету - играет Мария Пиминова. В роли гостя - Харитона Игнатьевича Боборыкина - зрители увидят Евгения Пиндюрина. В пьесе все герои - молодые, одного возраста. У нас гость – человек старшего поколения. И, думаю, сделав гостя человеком в возрасте, мы придали пьесе другое звучание. У Харитона Игнатьевича есть житейская мудрость, опыт, и, на мой взгляд, от этого пьеса стала интереснее. Не скажу, что это мое режиссерское ноу-хау. Это наш совместный поиск с актерами, Евгением Пиндюриным. Мы пробовали разные варианты, но все-таки остановились на взрослом герое – так будет интереснее.

- Пьеса Леонида Филатова построена на достаточно характерных для жанра современной пьесы живых диалогах. Собственно через них раскрывается психологическое и эмоциональное состояние главных героев и в целом вся сюжетная линия. Ваш спектакль также построен только на диалогах или зрители увидят еще какое-то действо?   

- Всех карт раскрывать не буду. Скажу только, что мы нашли свой ход для этой пьесы. Здесь не будет просто разговоров, это не будет просто спектакль «для ушей». Все положено на действие. И, думаю, форму воплощения этого действия нашли интересную. Когда только начали работать над пьесой, за диалогами героев увидели, что их можно произносить не просто в квартире. И мы решили попробовать: не поменяв ни слова в пьесе, поменяли обстоятельства. В целом эту бытовую пьесу мы поставили не по-бытовому, постарались проникнуть в те мысли автора, которые он вкладывал в свое произведение, постарались понять, что толкнуло его на написание этой пьесы. Безусловно, это будет комедия. Дыхание того времени, а в пьесе события разворачиваются в конце 70-х годов прошлого века, осталось. Оно выражено и в декорациях, и в костюмах. Но само действие показано с современной позиции. 

- Расскажите, при подготовке к спектаклю вы опирались на опыт других режиссеров, ставивших эту пьесу?         

- Признаюсь, я не нашел постановок по этой пьесе у других режиссеров. Есть телеверсия спектакля, где главного героя – Валентина - играет сам автор,  Леонид Филатов. Не скрою, в ознакомительном плане я иногда смотрю спектакли других режиссеров, интересно их видение. Но в любом случае, когда берешь какую-то пьесу в работу, всегда есть свое представление о том, как ее поставить. Над этим произведением работаем с октября. Примерно две-три недели у нас был так называемый застольный период, т.е. мы обсуждали пьесу. Когда обговорили правила игры, стали смотреть, как это можно представить. Начинать было трудно: когда перед тобой чистый лист и много вариантов, и так хочешь сделать, и так… Но, когда мы нашли тон, приемы, работа быстро пошла. Сейчас идут генеральные прогоны спектакля. Остались небольшие работы по реквизиту и костюмам.

- Премьера пройдет без вас. Вы в это время будете на сессии. Нельзя было перенести премьеру?

- У нас в театре жесткий график, время для премьеры было выбрано давно. Я думаю, ничего страшного без меня не произойдет. И, потом, остается Евгений Пиндюрин. Он знает и полностью разделяет мой замысел. И в актеров я верю. Даже если что-то произойдет неожиданное, уверен, они смогут это решить.    

- Павел, сегодня в вашем активе несколько разных спектаклей: есть по классическому произведению, есть детский спектакль и др. Сейчас для постановки вы выбрали современную пьесу. А вам самому что ближе?

- Пока я нахожусь на том этапе, что мне все интересно. И я благодарен судьбе, что она дает мне возможность поработать в разных жанрах. Сначала это были рассказы, проза, что, по сути, вообще не сценический жанр. Потом пошла классика. Признаюсь, с произведениями классиков сложнее работать, они наиболее глубокие. В детском спектакле свои правила игры. Детский спектакль надо сделать так, чтобы ребятам было интересно и они весь спектакль наблюдали за действием и не отвлекались. Современная пьеса сложна тем, что она близка к нам, к нашему времени. Хорошо, когда с момента описываемых событий в пьесе прошло сто-двести лет и ты можешь оценить происходящее со стороны. Здесь, по сути, ты сам находишься в центре событий, ты в этом живешь, поэтому «глаз немного замыливается», что содает свои сложности.

- Расскажите о планах.

- В конце этого года мне предстоит защищать диплом. Поэтому сейчас все мысли и планы связаны с этим событием. Скорее всего, выпускной спектакль буду ставить не в своем театре. Академия рекомендует студентам делать дипломный спектакль на незнакомой площадке, с незнакомыми актерами. В данный момент веду переговоры с разными театрами. Произведений для постановки дипломного спектакля много, но пока еще не решил, на каком остановлю свой выбор. 

- Павел, спасибо за интересную беседу. И удачи вам в делах.

 

Театр в соцсетях

Контакты

666681, Россия, Иркутская область

г. Усть-Илимск, пр. Мира, д. 36, а/я 1400

Тел./факс ( 39535) 5-33-04

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

подробнее