Репертуар

Елена Родькина
«Надежда», апрель-2002 

Театр - мой Бог, моя жизнь

Утверждение: «Усть-Илимск - город театральный» совсем не преувеличение. Городу через год тридцать. Усть-Илимскому театру через год - двадцать пять! 3а четверть века Усть-Илимский театр пережил годы взлета и годы застоя, был период триумфа и время обычной кропотливой работы. Одним словом, 3а плечами целая Жизнь. Ее свидетелей немало. Но, пожалуй, только нынешний режиссер театра драмы и комедии Евгении Пиндюрин - может проследить историю Усть-Илимского театра с самого начала и до Сегодняшнего дня.

- Евгений Анатольевич, как могло случиться, что вы - маль­чик, росший в Усть-Илимске, где еще впомине не было даже самоде­ятельного театра, влюбились в театр и выбрали для себя профес­сию театрального режиссера?

- Театром меня заразил Василий Гуляев. Человек уникальный, одержимый идеей создать в Усть-Илимске те­атр. Он успешно работал в Одесском театре, но ушёл из него и поехал на мо­лодежную комсомольскую стройку, чтобы создать в юном городе театр. Это был 1975 год. В это время под руковод­ством Гуляева появился ТТМ (театр трудящейся, молодежи).

Премьеры спектаклей были со­бытиями в культурной жизни горо­да. Солидный по тем временам зал дома культуры «Гренада» с трудом вмещал зрителей. Более того, они нередко сами принимали участие в ходе действия - так нестандартно строил спектакли режиссер Гуляев.

Семь лет просуществовал ТТМ в Усть-Илимске.

B 1984 году Евгений Пиндюрин, зараженный устойчивым театральным вирусом, поступил в театраль­ное училище имени Щукина.

- Меня приняли, но поставили ус­ловие, чтобы через год-полтора я работал со взрослым театральным кол­лективом. Я стал искать варианты, даже уезжал из города. Но вернулся об­ратно. Случайно зашел в общежитие, где в красном уголке располагался ком­сомольский клуб «Диалоги». На тот мо­мент он уже не действовал. Комендант общежития разрешила в нем размес­титься театру. Я от руки написал объяв­ление о наборе. И ребята пришли! Же­лающих было много. В людях еще были живы задор и энтузиазм. Всего за полтора месяца мы сделали спектакль! Он был создан по стихам рус­ских и советских поэтов. Объявление о премьере нечаянно увидела тогдаш­ний директор ДК «Ровесник» Татьяна Геннадьевна Сафиулина. Она пришла на спектакль. А на следующий день пригласила меня работать в«Ровесник».

Тогда все складывалось в пользу театра и молодого режиссера. Кстати сказать, по названию клуба, который приютил Евгения Пиндюрина и его самодеятельных артистов, театр несколько лет назывался «Диалоги». С этим названием он и переехал в «Ровесник».

-Препон для работы не было. Мы стали выпускать спектакли, ездили по фестивалям и получали о своей работе неплохие отзывы. За 17 лет выпустили 30 спектаклей, больше половины из них до сих пор в репертуаре.

 -Два года назад, будучи уже творческим коллективом ДК «Дружба», театр получил новый статус став муниципальным. Что в жизни коллектива изменилось, кроме названия?

-Очень многое. В связи с перехо­дом на профессиональную систему поменялось даже наше сознание. Идет по­иск. Мы сейчас находимся в неком кризисе, который надо пережить. Сегод­ня весь коллектив учится. С получением статуса муниципального театра мы с Т. Г. Сафиулиной поехали в Иркутское театральное училище искать мастеров-педагогов, которые смогли бы наших самодеятельных артистов переучить в профессионалов. Удивительно, что нашу идею поддержала и городская администрация, и мэр, и область. Нас поддержали и создали специально под наших актеров курс. Сегодня учится девять человек в Иркутском театральном училище и еще двое - в других театральных вузах.

    Учебу, работу в театре совмещать сложно. Не хватает времени. Нам пришлось даже отказаться от участия в фестивале «Сибирский транзит», который будет проходить летом. Во-первых, фестиваль по времени совпадает с сессией, во-вторых, это смотр профессиональных коллективов и нам хочется предстать достойно. Ведь раньше мы ездили на фестивали самодеятельных театров. А сейчас с присвоением статуса профессионального с нас другой спрос. Поэтому мы решили, что на наш  век фестивалей хватит. Вот доучимся, наберемся профес­сионального мастерства и еще покажем себя.

- Артисты учатся уже два года. Заметны ли качественные изменения в их работе?

- Когда ребята только начали заниматься с педагогами, и те стали выбивать из них штампы, качество спектаклей вдруг упало. Не знаю, заметил ли это зритель, но я несколько месяцев был в панике: актеров разрывало между старой и новой; школой. Но посте­пенно ситуация стала меняться. Сейчас уже меньше проблем, с которыми мы не могли справиться раньше: ребята стали более пластичны, улучшилась их сценическая речь. Одним словом, стало появляться мастерство.

- Через год - защита дипломно­го спектакля. Работа над ним уже началась?

- Дипломных спектаклей будет два. Уже идет работа над «Старшим сыном» Вампилова. Это счастливый для нашего театра автор. В репертуаре есть уже два вампиловских спектакля: «Провинциаль­ные анекдоты» и «Утиная охота». Летом должны и этот спектакль сделать, и сле­дующий сезон будем его играть. Так что, усть-илимский зритель увидит диплом­ный спектакль наших артистов раньше экзаменационной комиссии.

- У каждого театрального коллектива есть спектакли, которые можно назвать эпохальными. Что из своего репертуара могли бы выделить вы?

-Конечно, у нас есть спектакли, сделанные как бы на изломе, когда в какой-то момент работа перестает удов­летворять, наступает кризис и нужен спектакль, дающий основу для последующего творче­ства. Для нас  это «Сорок первый», «Сквозь тусклое стекло», «Фаол».

Спектакль «Фаол» мы играем уже девять лет. Мне кажется, что в этом спектакле корни нашего сегодняш­него репертуара.

А в коллективе нашем уже 24 человека. Не первый год работает с нами главный художник театра Юлия Пан­филова, огромным счасть­ем было приобретение тако­го художника-модельера, как Берлизова Мария Ива­новна. Талисман театра - за­ведующая литературной ча­стью и актриса Татьяна Пав­ловна Кокшарова. Актер те­атра Андрей Лопатин прак­тически занят в каждом спектакле, Курек Александ­ра работает в театре с момента его рождения. При­шедшая недавно в театр молодежь набирается опыта. Все идет своим чередом.

- За 17 лет, что непрерывно действует театр у вас появился свой зритель. Вы его воспитали на классическом репертуаре. Чем руководствуетесь выбирая пьесу для постановки?

- У нас действительно много классики - Чехов, Островский, Достоевский, Гоцци, Крылов, Пушкин! Мы ставим те пьесы, которые нравятся всем. То есть нравится мне, как режис­серу, я предлагаю. Если нравится ак­терам, то они принимают. И еще мы наперед прокручиваем ситуацию, просчитывая насколько спектакль может понравиться зрителю. Если эти три составляющие совпадают, то пьеса принимается. При выборе всегда есть риск. Но у нас, к счастью, проколов пока не было.

- Помимо городской Админист­рации, кто оказывает вам финан­совую поддержку? 

- Это далеко не праздный вопрос. Мы признательны руководителям ТЭЦ (директор Сухих Ю.Д.), ГЭС (директор Усов С.В.), цеха торгового оборудова­ния (Цибульский С. А.) за искреннюю помощь. Особые слова благодарнос­ти директору ДК «Дружба» Редькову Александру Семеновичу. Без него, уж точно, театра бы не было.

Сегодня в Иркутской области пять профессиональных драматических театров - два в Иркутске, Черемхове, Братске и в Усть-Илимске. Наш самый молодой. Маститые коллеги приняли наших артистов в свою среду. Это приятно, почетно, но ко многому обязывает. Теперь Усть-Илимскому театру нет скидок на неопытность, как бывало ранее, в годы самодеятельности. Сегодня артисты, как спортсмены перед стартом: вот-вот прозвучит выстрел стартового пистолета - будет сдан государственный экзамен и замелькают под ногами уходящие в прошлые метры дистанции. И длина ее не ограничена: пока есть зритель, театр будет жить.


 

Чародеи сцены

Когда-то я услышала удивительную фразу: легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. Открытие в нашем города театра для меня и есть свет той самой свечи, который с каждым днем становится все ярче и ярче. В жизни мне посчастливилось побывать в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и даже Берлина. Безусловно, впечатлений много. Но лишь на спектаклях Усть-Илимского театра я постоянно ощущаю себя их участницей. Каким-то особым образом они вселяют в меня оптимизм, помогают увидеть всю прелесть окружающего мира...
Тихо опускается занавес. Зал пустеет. А в воздухе еще долго-долго искрится свет, который несет с собой покой, тепло и добро.

Тамара Горобец

 

 

Театр в соцсетях

Контакты

666681, Россия, Иркутская область

г. Усть-Илимск, пр. Мира, д. 36, а/я 1400

Тел./факс ( 39535) 5-33-04

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

подробнее